В онлайн-кинотеатре KION только что вышел документальный сериал «Арт — это я», рассказывающий о тех, кто занимается искусством в современной России. Одна из серий — «Арт — это я. Цирк» — посвящен цирковому искусству. Этот эпизод был назван лучшим в категории документальных сериалов на фестивале «Пилот». Продюсер сериала Рената Пиотровски взяла интервью у героев «Арт — это я. Цирк», и сегодня в центре внимания — жонглер Александр Кулаков.
«Мои девчонки — это кольца», — говорите вы в фильме, рассказывая о 14-часовых тренировках! А никогда не было желания бросить кольца и все-таки сбежать к девчонкам?
Было, конечно, — в период адского труда, адских репетиций... Но я настолько горел жонглированием, цирком, самим процессом, достижением, копанием вглубь этого жанра, раздвиганием границ!
В любой профессии, в любом спорте есть вот эта точка максимального приложения усилий, которую надо обязательно пройти, иначе очень сложно добиться каких-то выдающихся результатов или сделать то, чего раньше никто не делал. Так что трудности необходимы. Если ты хочешь в профессии состояться, придется пахать, никуда от этого не денешься.
Александр Кулаков и Рената Пиотровски
А может ли человек цирка найти любовь не в цирке?
Может — и сейчас это случается чаще. Просто потому, что нет такой большой системы, нет такого большого количества артистов. Раньше это были драки династий, когда появлялись целые кланы! Но потом, как иногда в королевских семьях, кончились люди внутри цирка… Нам проще найти любовь в цирке, потому что мы замкнуты в этом сообществе и нам хорошо с теми, кто понимает, что такое кочевая жизнь, что такое гастроли, что это за труд. На такую жизнь не все согласны и не все способны, не всем это в кайф.
У вас строгий отец — и тоже цирковой артист. Никогда не думали, что можете пойти против его воли и изменить цирку с какой-то «гражданской» профессией?
Я люблю эту профессию, я в ней рожден, я в ней вырос, я ее понимаю. И она потрясающая, она прекрасная, она делает меня живым. Она яркая, она позволяет путешествовать, знакомиться с удивительными людьми. Эта профессия — в определенной степени зависимость. Ты выходишь, получаешь энергию зрителей — и это адреналин. И жизнь циркового артиста, который любит эту профессию, сосредоточена в этих пяти – десяти минутах, которые он проводит на манеже. То есть он всю свою жизнь, весь свой опыт, все свои радости, все свои печали, все свои победы и поражения выносит и вкладывает в эти десять минут. Концентрат нашей жизни — в этих десяти минутах. Поэтому… Нет, менять эту профессию я ни на что не хочу. (Улыбается.)
Мой кругозор шире, чем просто цирк. Но на сегодня именно цирк — моя жизнь. Это не воля отца, это естественный выбор. У меня не было условий: цирк или прокляну. Не лежит душа — не надо. Но если хочешь — вкалывай. Все просто.
А если снимать рилсы о профессии, тиктоки с кольцами — зарабатывать подписчиков и деньги, не выходя на сцену? Сможете жить без живого зрителя и без атмосферы цирка?
Все можно, но не как основная работа, а как элемент продвижения себя как артиста. Если ты снимаешь, какой ты классный жонглер, но при этом не работаешь в цирке, это странно. Это как снимать рилсы про хирургию и не практиковать. Кто ты тогда? А если ты практикующий артист цирка, который выходит на манеж, и ты показываешь закулисье, особенности этой жизни, говоришь о своих радостях, печалях, мыслях, тупиках и ошибках, то это интересно.
А вообще, жонглирование как хобби у нас в стране не особо развито, хотя в мире есть и Международная ассоциация жонглеров, и соревнования в Европе проходят, и комьюнити там сильное. Мы пока в этом отщепенцы, у нас жонглирование — это именно цирк, а не спорт и не хобби.
Вы привыкли выступать перед публикой, вы ее не боитесь. А сниматься в кино — в проекте «Арт — это я» — было легко? Или это какой-то другой, незнакомый вам мандраж?
У меня за плечами множество съемок, интервью, ТВ-шоу, но именно в этом проекте мне было сниматься максимально комфортно — уютно и тепло. Не было никакого мандража, и меня это по-настоящему впечатлило.
«Арт — это я» — документальный проект. Что самое главное вы хотели в нем «задокументировать» о своей профессии?
За последнее время это, наверное, самый качественно сделанный документальный фильм о цирке. И при этом не столько о цирке как о профессии, а о людях. Из нас вытаскивали эмоции, из нас вытаскивали душу — и удалось показать наши сердца, показать, чем люди живут в цирке и вне его. Потому что цирком жизнь не ограничивается: за светом, блеском, трюками, овациями — люди, их переживания, их труд. Именно на это интересно смотреть. Человеку интересен человек.
Рената Пиотровски и Александр Кулаков
Что вам дал цирк в жизни, но чего лишил?
Безусловно, цирк дает возможность путешествовать — и не как турист, а общаясь с местными и вникая в их культуру. Но лишает ощущения дома. У меня есть понятие родины, но именно ощущения дома нет. Дом — это там, где я сплю. И в этом плане я, с одной стороны, очень свободен, а с другой стороны, мне не хватает корней.
А еще цирк лишает какой-то стабильности. Ты все время путешествуешь, находишься в поиске следующих контрактов… А еще… специфика цирка — нам бывает сложно дружить. Потому что ты встретился с кем-то на проекте, с кем-то сдружился, сблизился, кусочек сердца там оставил, а потом вы пару лет не видитесь.
Плюс цирк — это сумасшедшие нагрузки, это травмы, это работа и в жару, и в холод, и в болезни, и в здравии — и это отражается на нашем здоровье. Ресурс вырабатывается быстро. В сорок ты уже понимаешь, что скоро придется оставить манеж или сменить жанр.
Насколько цирк — место для новых технологий и вообще изменений?
Цирк всегда был на острие, всегда в авангарде. Цирк — это лакмусовая бумажка качества шоу. Цирк всегда старался использовать самые последние технологические новшества и спецэффекты, чтобы обеспечить зрителю новые впечатления. Но здесь важно соблюсти баланс, потому что основа цирка — это все равно трюк, это возможности человеческого тела, это его величество артист, который выходит на манеж. Иначе мы теряем саму суть — то, ради чего люди пришли. А это очень важно, потому что цирк — это искусство честное, это не запись, это не 3D-графика: человек выходит и на твоих глазах, здесь и сейчас, делает какие-то невероятные вещи. И поэтому это искусство настоящее. Потому что люди всегда хотят хлеба и зрелищ, ничего не поменялось.
Фото: Катя Силаева
Визажист: Магда Моc
Выражаем благодарность Цирку Никулина на Цветном бульваре за локацию для съемки