Еще одним героем документального сериала «Арт — это я», посвященного тем, кто делает искусство в России сегодня, стал воздушный гимнаст Егор Сухоруков. В интервью продюсеру сериала Ренате Пиотровски он рассказал об искусстве воздушной акробатики и о том, что цирк — это целый мир.
Вы с большим теплом рассказываете про начало своей карьеры в Калининграде. Что за настроение подарил вам этот город, что за настрой?
Калининград подарил мне ощущение, что цирк — это не только здание с куполом, а целый мир, доступный тебе прямо здесь и сейчас. И этот мир я начал осваивать на улицах. Тот самый настрой, который я получил, — это азарт первооткрывателя.
Мы с сестрой и мамой искали любые возможности для тренировок. На прочных ветках деревьев в парках я проводил свои первые «воздушные опыты». Я подвешивался на них, отрабатывая хват и чувство баланса, невзирая на удивленные взгляды прохожих. А низкие перекладины пешеходных мостов через городские каналы становились импровизированным подвесом, где я учился чувствовать свое тело в пространстве.
Город стал огромной открытой репетиционной базой. Это было по-настоящему, по-боевому. Именно во время этих уличных «тренировок» родилась моя самая честная мечта о цирке — не как о парадном искусстве, а как о живом деле, которое рождается из упорства и желания превратить все вокруг в пространство для полета.
Когда вас впервые в детстве привели на пилон, вы сильно смущались. А сейчас только с гордостью рассказываете о своей профессии? Или все еще приходится объяснять, что это не смешно, а сложно и круто?
Абсолютная правда, поначалу было неловко. Мальчишкам в школе сложно объяснить, чем я занимаюсь, когда все играют в футбол. Были и глупые шуточки. Но это смущение прошло ровно в тот момент, когда я впервые почувствовал не просто мышечную боль, а силу. Силу своего тела, контроль над ним. Когда ты один на один с многометровой высотой и твоя жизнь зависит от твоего мастерства, все внешние мнения просто тают.
Сейчас я не просто с гордостью рассказываю — я, скорее, просвещаю. Да, до сих пор иногда слышу: «А, ты на шесте крутился?» Но это уже не раздражает, а дает повод рассказать и показать, что воздушная гимнастика — это спорт, хореография, актерская игра и огромный риск. И когда человек после пяти минут разговора или просмотра короткого видео говорит: «Ого, я и не представлял, что это настолько сложно!», вот это и есть лучшая победа над старыми стереотипами.
Про гимнастов говорят: это адреналинозависимые люди! Сколько дней можете прожить без цирка, какой у вас был самый длинный в жизни отпуск без тренировок?
Без цирка и тренировок я начинаю «тускнеть» дня через три. Это не просто зависимость, это часть метаболизма. Тело требует нагрузки, а душа — чувства полета, преодоления себя. Самый длинный отпуск без тренировок был около двух недель, и к концу первой недели я уже ловил себя на том, что непроизвольно делаю силовые упражнения дома или представляю себе трюки. Это не работа, это образ жизни и мышления. Без этого как без воздуха. В прямом смысле.
А еще ваша профессия — это адски сложно и адски опасно. В чем ваша награда, в чем вознаграждение за такой труд?
О, это самый главный вопрос. Награда?.. Тут несколько ответов.
Первый и самый очевидный — это тишина. Нет, не вокруг. Тишина внутри. В тот миг, когда ты уже на манеже, на высоте и начинаешь номер, весь мир с его проблемами, шумом, суетой остается где-то далеко внизу. Наступает невероятная, оглушительная тишина и ясность в голове. Это состояние медитации, доступное немногим.
Второй — это взгляд зрителя. Не аплодисменты (хотя и они, конечно, приятны). А именно взгляд. Когда ты видишь, как у человека, наблюдающего за твоим номером, замирает дыхание, он забывает о существовании всего вокруг. В его глазах — восторг, может быть, даже легкий страх за тебя, сопереживание. В этот момент ты понимаешь, что твой труд рождает в другом человеке настоящее, чистое искусство. Ты делаешь его на несколько минут чище, возвышеннее.
И третий — это чувство после выступления. Та самая эйфория, когда адреналин отступает и ты весь мокрый стоишь за кулисами, твое тело ноет от усталости, но внутри горит огонь. Огонь от осознания: «Я смог. Я преодолел страх, усталость. Я подарил людям чудо». Это чувство невозможно купить ни за какие деньги. Оно и есть главная награда.
Вы привыкли выступать перед публикой, вы ее не боитесь. А сниматься в кино — в проекте «Арт — это я» — было легко? Или это какой-то другой, незнакомый вам мандраж?
В кино действительно совершенно другой мандраж! На арене у тебя есть прямой контакт с залом, и это тебя питает, заряжает. А вот перед объективом ты остаешься наедине с собой. Камера — это холодный, беспристрастный глаз, который не аплодирует, не дышит. Она вытягивает из тебя не публичную картинку, а что-то настоящее, глубокое, иногда даже интимное. И это страшновато! Ты не можешь сыграть эмоцию для тысячи человек, ты должен прожить ее для одного-единственного объектива. Это очень сконцентрированная, почти медитативная работа. Так что да, это был незнакомый мандраж — мандраж искренности.
«Арт — это я» — документальный проект. Что самое главное вы хотели в нем «задокументировать» о своей профессии?
Я хотел, чтобы зритель увидел: цирковое искусство — титанический невидимый труд. Все думают: взлетел, покрутился, красиво спустился. А мы хотели показать, что за этим стоит: часы изматывающих тренировок, синяки и ссадины, моменты отчаяния, когда трюк не получается, и секунды триумфа, когда ты его наконец-то покоряешь.
Я хотел задокументировать не результат, а процесс. Показать, что воздушный гимнаст — это не просто атлет, а отчасти инженер, который просчитывает траектории, физик, понимающий законы динамики, и философ, который борется со своим страхом и гравитацией одновременно. Чтобы искусство перестало быть для зрителя магией, а стало восхищением человеческим трудом.
Что вам дал цирк в жизни, но чего лишил?
Цирк дал мне все: цель, дисциплину, семью (потому что цирковая труппа — это настоящая семья), уверенность в себе и чувство принадлежности к чему-то великому и прекрасному. А лишил прежде всего ощущения обычной жизни. Беззаботного детства с дворами до темноты — вместо этого были тренировки. Спокойных праздников в кругу семьи — чаще всего мы в это время на гастролях. Личной безопасности в привычном понимании — моя работа связана с ежедневным риском. Это плата за билет под купол. И я осознанно ее принял.
Насколько цирк — место для новых технологий и вообще изменений?
Цирк — искусство консервативное, и традиции — его фундамент. Но без движения вперед он умрет. Мы постоянно идем против традиций в хорошем смысле — не ломая их, а развивая. Каждый из артистов постоянно предлагает что-то новое: новый связующий элемент между трюками, новую хореографию, нестандартный костюм. Идти против традиций — это не значит отвергать старых мастеров. Это значит стоять на их плечах, чтобы увидеть дальше них. Настоящая традиция — это не стоять на месте, а нести огонь вперед.
Фото: Катя Силаева
Визажист: Магда Моc
Выражаем благодарность Цирку Никулина на Цветном бульваре за локацию для съемки