7 фильмов с волшебными костюмами­ Эйко Исиоки

  • Люди

  • 30.11.2024 в 03:00
  • Павел Беляев

Эйко Исиока — японский дизайнер и художник по костюмам, которая за свою карьеру успела получить премии «Оскар» и «Грэмми», а также две номинации на «Тони» — главную театральную награду США. С ней сотрудничали самые разные звезды, от режиссера Фрэнсиса Форда Копполы и фокусника Дэвида Копперфилда до певицы Бьорк и модельера Иссея Мияке. Работы Исиоки в Голливуде можно пересчитать по пальцам, но все они стали знаковыми событиями — не только в кино, но и в мире моды. «Москвичка» собрала семь ярких примеров того, как дизайн Исиоки помогал режиссерам создавать уникальный визуальный код для своих фильмов.

1. «Мисима: жизнь в четырех главах» (1985), режиссер Пол Шредер
Loading...
Фото: Lucasfilm Ltd.
В 1985 году режиссер и сценарист Пол Шредер, известный сотрудничеством с Мартином Скорсезе, выпустил фильм «Мисима: жизнь в четырех главах». Биографическая лента о японском писателе Юкио Мисиме (имя при рождении Кимитакэ Хираока) включала в себя короткие новеллы по мотивам его романов. Шредер хотел добиться одновременно аутентичной и сновидческой картинки и в качестве арт-директора пригласил Эйко Исиоку. К тому времени она уже была известна как дизайнер эпатажной рекламы для сети бутиков Parco.
Loading...
Фото: Lucasfilm Ltd.
О своем опыте сотрудничества со Шредером Исиока говорила, что работала так, «как будто декорации сами по себе были персонажами, как будто они были актерами и бросали вызов настоящим актерам». Яркие решения модельера были призваны «высечь искру» на площадке и создать «новый вид энергии». При создании костюмов Исиока вдохновлялась традиционными японскими кимоно, а для финала сшила строгие мундиры наподобие тех, что носили военные в конце 1960-х годов. Также она создала повязку, которую можно увидеть в кульминации ленты. Финальный эпизод фильма — это пересказ драматичных событий 1970 года, когда Мисима предпринял попытку государственного переворота. Вместе с четырьмя единомышленниками он захватил военную базу в токийском районе Итигая, взял в заложники начальника штаба и произнес речь перед несколькими сотнями солдат, но не получил поддержки, после чего совершил харакири.
Loading...
Фото: Lucasfilm Ltd.
За свою работу Исиока была отмечена премией Каннского кинофестиваля. Сама картина Шредера после выхода обошлась без крупных наград, но сегодня она входит в списки лучших лент в истории кино, в том числе в топ-250 портала Letterboxd и список великих фильмов кинокритика Роджера Эберта. 
2. «Дракула» (1992), режиссер Фрэнсис Форд Коппола
Loading...
Фото: Гемини
Главный киноуспех пришел к Исиоке в начале 1990-х годов, когда автор «Крестного отца» Фрэнсис Форд Коппола доверил ей создание костюмов для фильма «Дракула». Эта работа принесла японке премию «Оскар». Исиока придумала не только одеяние главного вампира, сыгранного Гари Олдманом, но также исторические платья для Мины Харкер и внешний вид других персонажей. На съемочной площадке наряды, напоминающие о моде конца XIX века, носили Вайнона Райдер, Энтони Хопкинс и Киану Ривз.
Loading...
Фото: Гемини
Для персонажа Райдер Исиока создала целый гардероб. В 2019 году журналисты издания Flock Flicks, посвященного моде в кино, сравнили костюмы из фильма с тем, что реально носили женщины Викторианской эпохи. Исиока использовала исторические детали, такие как турнюры, корсажи, кружевные оборки и вышивку с природными мотивами. На создание свадебного платья Люси, подруги Мины, которая становится вампиршей, Исиоку вдохновила австралийская плащеносная ящерица. Об этом модельер рассказала на страницах книги «Дракула Брэма Стокера: фильм и легенда».
Loading...
Фото: Гемини
Впрочем, один из самых известных костюмов фильма никак не связан с историей. Доспехи Дракулы в одной из сцен больше похожи на обивку мебели, чем на практическое снаряжение воина. Впоследствии Исиока часто будет создавать дизайн, как будто прямиком пришедший из сновидений.
3. «Клетка» (2000), режиссер Тарсем Сингх
Loading...
Фото: Гемини
В 2000 году индиец Тарсем Сингх, прославившийся в США рекламными роликами и видеоклипами, приступил к съемкам своего голливудского дебюта и пригласил Исиоку в качестве соавтора. Сценарий Марка Протасевича оказался идеален для того, чтобы насытить историю фантастическим дизайном.
Loading...
Фото: Гемини
Фильм рассказывает о проникновении в подсознание серийного убийцы, которого играет Винсент д'Онофрио, большой мастер по части злодейских образов, например, он сыграл Жука в «Людях в черном» и Кингпина в сериале «Сорвиголова». На погружение отваживается детский психолог Кэтрин в исполнении Дженнифер Лопес. Ее цель — выяснить, где находится новая жертва маньяка. Для этого Кэтрин придется изучить самые темные уголки его воображения.
Loading...
Фото: Гемини
Сюрреалистические костюмы Исиоки, отражающие воспаленное сознание преступника, могут вызвать настоящие кошмары. Кинокритик Клаудио Алвес отметил, что на дизайн «Клетки» могли повлиять такие звезды моды, как Жан-Поль Готье и Тьери Мюглер. Частью экстравагантного внешнего вида персонажей фильма становится не только одежда, но также прически (волосы маньяка, уложенные в виде двух рогов) и дополнительные аксессуары. Как минимум один из них получил культовый статус: это стальная маска героини Лопес, когда в фантазии маньяка она становится сексуальной рабыней. Артефакт популярен до сих пор: например, на сайте Etsy копию маски продают более чем за 500 долларов (более 50 тысяч рублей).
Loading...
Фото: Гемини
Перед премьерой Лопес предупредила своих юных фанатов, что возрастной рейтинг «Клетки» — 16+ и чувствительным людям хоррор смотреть не стоит. Даже для взрослых зрителей лента может оказаться слишком шокирующей. По словам Винсента д'Онофрио, его жена в течение двух недель после просмотра фильма отказывалась спать с мужем в одной кровати.
4. «Цирк дю Солей: Варекай» (2003), режиссеры Доминик Шампань и Ник Моррис
Loading...
Фото: Cirque du Soleil Images
В мире сценического искусства Исиока известна не меньше, чем в мире кино. Еще в 1988 году она получила две номинации на премию «Тони» за работу над бродвейской постановкой «М. Баттерфляй», вариацией на тему знаменитой оперы Джакомо Пуччини, а в 1999 году помогала создавать спектакль «Кольцо Нибелунгов» в Нидерландской национальной опере. В 2002 году японской художнице доверили дизайн костюмов для «Цирка дю Солей». В основу шоу «Варекай» лег древнегреческий миф об Икаре. Представление доступно в виде телевизионного фильма, над которым работали режиссеры Доминик Шампань и Ник Моррис. Кроме того, в 2003-м документальный мини-сериал о создании шоу «Цирк дю Солей: Огонь внутри» получил телепремию «Эмми» в категории нехудожественных программ.
Loading...
Фото: Cirque du Soleil Images
Для «Варекай» Исиока придумала более 130 сложных костюмов, включающих порядка 600 отдельных предметов одежды. Чтобы поддерживать гардероб в рабочем состоянии во время гастролей, сотрудники цирка еженедельно тратили по 250 часов. В альбоме 2009 года «Цирк дю Солей: 25 лет костюмов» показано, насколько технологичными было одеяние артистов. Помимо традиционных материалов, таких как лайкра, для производства моделей использовали титановые стержни, огнеупорные ткани на основе нейлона и полистирол. Для каждого номера Исиока отдельно продумывала внешний вид, который подчеркнет выразительные качества исполнителей. Например, костюмы акробатов на качелях были украшены фотографиями извержения вулкана.
Loading...
Фото: Cirque du Soleil Images
Примерить наряды Исиоки довелось и многим русским участникам «Цирка дю Солей»: в упомянутом документальном фильме, например, можно увидеть гимнастку Ольгу Пихиенко и тренера Бориса Верховского. Он участвовал в создании номеров более чем для 15 спектаклей канадской труппы. 
Loading...
Фото: Cirque du Soleil Images
После успешного сотрудничества с «Цирком дю Солей» Исиока продолжила создавать костюмы для живых выступлений. В 2008 году она стала официальным дизайнером церемонии открытия Олимпиады в Пекине. Спустя три года работы Исиоки можно было увидеть в бродвейском рок-мюзикле «Человек-паук: Погасить тьму», поставленном режиссером Джули Теймор. В рамках сотрудничества Исиока предложила оригинальные наряды для марвеловских суперзлодеев Карнажа, Электро, Зеленого гоблина, Ящера и Крэйвена-охотника.
5. «Запределье» (2006), режиссер Тарсем Сингх
Loading...
Фото: Парадиз
Несмотря на смешанные отзывы на свой первый фильм, Тарсем Сингх продолжил курс на исследование мира фантазии. В 2006 году он представил плод многолетней работы – приключенческую драму «Запределье» (The Fall, буквально «Падение»). И снова одним из самых ярких элементов визуального ряда стали костюмы Эйко Исиоки. Сценарий писался под впечатлением от болгарского фильма 1981 года «Йо-хо-хо». Каскадер Рой Уокер попадает в больницу после тяжелой травмы и оказывается парализован ниже пояса. Он встречает 6-летнюю Александрию и придумывает сказку, чтобы развлечь ее. Позднее оказывается, что с помощью девочки Рой хочет достать морфий и принять смертельную дозу. Главного героя сыграл Ли Пэйс, известный по ролям в «Стражах галактики», «Хоббите» и сериале «Основание».
Loading...
Фото: Парадиз
Картина снималась в 24 странах, в основном, на личные средства Сингха, заработанные от рекламы. В кадр попали многие мировые достопримечательности, от Карлова моста в Праге до индийского Тадж-Махала. Как и в «Клетке», Исиока в первую очередь работала над костюмами персонажей, ставших порождением фантазии. Не стесненная рамками правдоподобия, она создала стильные одеяния для благородного пирата, итальянского подрывника, беглого африканского раба, индийского воина и британского натуралиста по имени Чарльз Дарвин, причем он оказался чуть ли не главным модником и носил красную шубу с узором, напоминающим отметины на крыльях бабочки. В сказке также встречается Александр Македонский, для которого Исиока придумала оригинальные доспехи, вдохновленные снаряжением древнеримских солдат.
Loading...
Фото: Парадиз
«Запределье» было впервые показано на фестивале в Торонто. На картину обратили внимание Дэвид Финчер и Спайк Джонз. В 2008 году лента вышла в ограниченный прокат, но собрала меньше 4 млн долларов. После старта стриминговой эры Сингх долго не мог договориться с онлайн-кинотеатрами о добавлении «Запределья» в официальные библиотеки. Только в 2024 году режиссер наконец объявил о сотрудничестве с сервисом Mubi и выпустил отреставрированную цифровую версию фильма в 4K. Поклонники Эйко Исиоки теперь могут рассмотреть костюмы персонажей во всех деталях.
6. «Война богов: Бессмертные» (2011), режиссер Тарсем Сингх
Loading...
Фото: Парадиз
В начале 2010-х годов Исиока достигла уровня «бог»: она стала костюмером фильма о персонажах древнегреческих мифов. Лента Тарсема Сингха «Война богов: Бессмертные» привлекла крупных звезд, среди них молодой Генри Кавилл, который позднее сыграет Супермена и Ведьмака. Сценаристы взяли за основу сюжет о битве жителей Олимпа с титанами, но главным героем сделали Тесея, победителя Минотавра.
Loading...
Фото: Парадиз
Большинство нарядов небожителей были выполнены Исиокой в золотой гамме. Показ олимпийских мод возглавил Зевс в исполнении Люка Эванса, известного по участию во франшизе «Форсаж». Всего за год до этого он сыграл другого бога — Аполлона — в боевике Луи Летерье «Битва титанов». Роль Афины у Сингха исполнила австралийская актриса Изабель Лукас: для нее Исиока придумала оригинальную корону с растительными мотивами. Возможно, самым запоминающимся стал внешний вид Минотавра. На голову канадскому актеру и рестлеру Роберу Майе надели муляж бычьей головы из колючей проволоки.
Loading...
Фото: Парадиз
Критики не слишком радушно приняли третий фильм Сингха. На сайте Rotten Tomatoes «Война богов: Бессмертные» получил рейтинг 49% и немного недобрал до средней оценки. При этом фэнтези получило неплохую кассу в 226 млн долларов.
7. «Белоснежка: Месть гномов» (2012), режиссер Тарсем Сингх
Loading...
Фото: Парадиз
В 2012 году Лили Коллинз, которую недавно прославил сериал «Эмили в Париже», сыграла в одной из самых странных версий сказки братьев Гримм о Белоснежке. Вместе со сценаристкой Мелиссой Уоллэк Тарсем Сингх попытался представить классический сюжет в виде комедийного фэнтези. Злую королеву (мачеху Белоснежки и владелицу волшебного зеркала) сыграла Джулия Робертс, принца — Арми Хаммер.
Loading...
Фото: Парадиз
Как и в предыдущих проектах, Сингх пригласил Исиоку к сотрудничеству и дал ей значительную свободу выражения. Для фильма пошили более 400 костюмов. Наибольшее внимание японская художница уделила роскошным платьям с кринолинами, в которых появляются две главные героини. Одна из самых запоминающихся сцен фильма — бал-маскарад во дворце, на котором гости носят невероятные головные уборы. Прическа Белоснежки увенчана лебедем, принц встречает ее в котелке с заячьими ушами.
Loading...
Фото: Парадиз
Сингх — большой поклонник Андрея Тарковского. Отсылки к нему есть во многих работах режиссера. В своей версии Белоснежки Тарсем частично повторил сцену в заснеженном лесу из фильма «Иваново детство». В интервью The Hollywood Reporter Сингх признался, что для него это один из любимых фрагментов, отчасти из-за костюма героини. Исиока одела принцессу в просторный шафрановый плащ с капюшоном: «Она как персонаж фильмов в Technicolor 50-х годов, переходящий в черно-белый фильм».
Loading...
Фото: Парадиз
Исиока работала над костюмами к фильму уже после получения тяжелого диагноза. Она скончалась до того, как лента была завершена, но успела посмотреть черновой монтаж сцены бала-маскарада. За свою последнюю работу Исиока посмертно получила номинацию на «Оскар».

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.