Продлили на сезон: Марат Мингалимов — о модных трендах из сериалов

  • Вещи

  • 23.09.2025 в 20:15
  • Марат Мингалимов

Модные тренды приходят из сериалов. Марат Мингалимов увидел скрытый смысл в нашем желании одеваться как героини трудной судьбы. 

Были времена, когда по силуэту плеч определяли, какое на дворе десятилетие. Теперь мы одеваем свои неповторимые личности, а если совсем точно, то аватары. То есть то, что в данный момент хотим продемонстрировать окружающим как свое представление о себе. А с самоидентификацией у многих проблемы — ее ищут вместе с психотерапевтами, меняют профессию банковского служащего на ювелирное дело, погружаются в религию и начинают одеваться в соответствии с ее дресс-кодом. Последней попыткой унификации моды был довольно долгий период гендерно-нейтральных треников. Но людям опять хочется наряжаться, и дизайнеры накрывают им шведский стол, чтобы удовлетворить любые прихоти. 
Девушки не копируют луки авторитетов, как делали еще в начале 2000-х. Но схема «каждый сам себе стилист» не работает, потому что стилист все-таки не каждый. Многие справедливо не уверены в своих способностях к индивидуальному творчеству с чистого листа, без образцов для подражания. Но их аватары требуют, чтобы им дали узнаваемые атрибуты — как иначе заявить о себе, кроме как через одежду? Тем более что мы живем в эпоху, когда картинки важнее слов.
Слева: Юлия Снигирь и Евгений Цыганов в фильме «­Мастер и Маргарита». Справа: Christopher Esber, Miu Miu

Слева: Юлия Снигирь и Евгений Цыганов в фильме «­Мастер и Маргарита». Справа: Christopher Esber, Miu Miu

Зумерам проще всего: они придумывают тренды и коры, которые живут ровно столько, сколько живет сторис в запрещенной сети, и вносят таким образом хаос в модную индустрию, которая не успевает одевать их под запрос. Раньше у моды было больше времени, чтобы удовлетворять юношество, — культуры хиппи, панков, металлистов держались годами и дресс-код особо не меняли.
Но потребителями являются не только зумеры. И с помощью кóров вопросы стайлинга решают далеко не все. Остается огромное количество женщин, перед которыми стоит двойная сложность. Надо создать себе аватар, а он не ищется из-за общей сумятицы мира. И этого аватара надо одеть со смыслом, иначе никто не поймет твоего месседжа. А без месседжа нельзя — коучи настаивают на необходимости личного бренда. 
И тут на помощь приходят сериалы и фильмы, в которых работают очень сильные стилисты. Галина Солодовникова в «Мастере и Маргарите» многим женщинам ответила на вопрос, как одеваться, чтобы одновременно сообщать о своем гендере, желании нравиться мужчинам, высоком социальном статусе, эстетских запросах и умении соблюдать приличия. Наталья Каневская в «Содержанках» ответила на этот вопрос по-другому. 
Слева: Ольга Сутулова в сериале «Содержанки». Справа: Tom Ford

Слева: Ольга Сутулова в сериале «Содержанки». Справа: Tom Ford

Можно ли считать стили героев высокобюджетных сериалов трендами? И да, и нет. Кино живет отдельной жизнью, которая иногда пересекается с модной индустрией, но, в отличие от нее, остается в коллективной памяти и поп-культуре на десятилетия. А это как раз то, что нужно задумавшейся в примерочной женщине. Она ведь задает себе вопрос «Кто я?», рассчитывая получить ответ, который будет актуальным долго.
Ей нравится стиль из сериала, когда она проникается героиней, ее характером. А мода с подиума так глубоко не копает, там персонажи прорисованы только снаружи. Дизайнеры, наверное, последними в мире искусства поймут, что теперь все надо объяснять, рядом с каждым арт-объектом вешать экспликацию. Манеру одеваться зрительницы копируют из сериалов не потому, что это стильно, а в большей степени из-за того, что им хочется быть похожими на тех, кто так выглядит. 
Мы идем не за внешним обликом, а за архетипом, который разговаривает, крутит романы, проходит арку героя и придерживается четкого стиля. Если актриса в каждом кадре будет меняться, как вечно переодевающаяся модель, зритель не будет опознавать ее, а это против сериальных правил — история растянута, и не стоит искушать слабую память аудитории. К тому же даже отрицательные герои должны сформировать свою фан-базу. Кто не смог, вылетает после первого сезона или даже раньше — сценарий переписывают. 

Гламур с китчем

Возьмем сериал «И просто так» — продолжение легендарного «Секса в большом городе». Художник по костюмам Патриция Филд бросила героинь ради «Эмили в Париже», но дело продолжают ее бывшая ассистентка Молли Роджерс и Дэнни Сантьяго, который одевал киноверсии «Секса». 
Образы героинь по-прежнему многим нравятся, их копируют. Почему? Потому что очень не хо­чется стареть. Интереснее ходить по магазинам, встречаться за ланчем с подругами, обсуждать отношения и игнорировать экономическую рецессию. С точки зрения здравого смысла личная жизнь Кэрри происходит вопреки, а не благодаря ее шляпкам, но сериал заставляет верить, что инфантильное «Хочу!» при виде вещи — это голос разума, что вещь привлечет мужчину, а не напугает. 
Cлева: Сара Джессика Паркер в сериале «И просто так». Справа: Dries Van Noten 

Cлева: Сара Джессика Паркер в сериале «И просто так». Справа: Dries Van Noten 

Цельного образа Кэрри Брэдшоу в моде не существует, его не пропагандируют рекламные кампейны. Но реальная женщина сильнее рекламы. Она способна собрать в одном луке все самые акцентные вещи — в надежде сбежать от реальности. Дизайнер Джонатан Андерсон (основатель JW Anderson, недавно дебютировавший в Dior) послал ей привет в виде клатча-голубя, и она схватила птичку не думая. Похожую сумку Мистер Биг подарил Кэрри, а Ксения Собчак приняла голубя в подарок от Филиппа Киркорова на годовщину свадьбы с Константином Богомоловым. И выгуляла на открытии 12 Storeez в ГУМе в комплекте с голубой рубашкой, черным корсетом и розовым боа. 
Сара Джессика Паркер выкупила большую часть своего гардероба из «Секса» и в «И просто так» носит его повторно. И это примета времени — цены на люкс взлетели непомерно и стало модно носить винтаж. В новом сериале она впервые появилась в пиджаке Dries Van Noten весны 2017 года, и это был сигнал взрослым модницам — shop in your own closet. А молодых модниц она таким образом отправила на eBay или «Авито» искать шедевры давно минувших лет, и те смели там все подчистую.
Слева: Кадр из сериала «Эмили в Париже». Справа: платье Magda Butrym, сумка Jackie, Gucci

Слева: Кадр из сериала «Эмили в Париже». Справа: платье Magda Butrym, сумка Jackie, Gucci

«Эмили в Париже», куда ушла Патриция Филд, — тоже про тщательно скрытую в душе модницы городскую сумасшедшую. Париж в реальности совсем не такой, но ведь многие там никогда не были. Зрительницы знают, что он «праздник, который всегда с тобой», и мечтают. Догадываясь, что в них, как в Эмили, тоже ровно столько психической стабильности, сколько нужно, чтобы не госпитализировали. А еще они знают, что на фотографиях в ленте все это будет смотреться гораздо уместнее, чем в метро. Они наряжаются ради картинки и не уравновешивают statement pieces классикой. Наоборот, смело все объединяют: очки-платок Prada, обрезанные гольфы Miu Miu, туфли-пуанты Christian Louboutin и кожаную пачку JW Anderson с сумкой в виде лягушки. 
Иногда сериалы предвосхищают реальность. «Отчаянные домохозяйки» закончились в 2012 году, а тренд tradwife только набирает обороты. 

 

Гламур без китча

Архетипы сериалов неслучайны — они копируют архетипы из реальной жизни. А иногда их предвосхищают. Сериал «Отчаянные домохозяйки» закончился в 2012 году, а тренд набирает обороты только последние несколько лет. Сейчас это называется tradwife. Не шепотом, а в полный голос многие женщины говорят, что им осточертело работать. И если подвернется возможность, они с удовольствием уйдут с пути достигаторства и полностью погрузятся в заботы о домашнем очаге. Те, у кого получилось, ходят с идеальными укладками, в отпаренных платьях по фигуре. Даже колье и ожерелья с их подачи вернулись в моду — все как у Бри Ван де Камп.
Слева: кадр из сериала «Отчаянные домо­хозяйки». Справа: Gucci, Chanel

Слева: кадр из сериала «Отчаянные домо­хозяйки». Справа: Gucci, Chanel

Офис в чистом виде

Кому-то работать надоело, а кто-то в полном восторге от возможности делать карьеру. Неправда, что все зумеры — лентяи и дауншифтеры, это поколение очень разное. А поколение постарше — тем более! После выхода второго сезона «Разделения» Хелли Р. неслучайно стала модной иконой. Женщины ждали образец для подражания, потому что лукбуки модных домов предлагали для офиса что-то слишком кашемировое, уютное, расслабленное. А хотелось жесткача. И вот наконец показали минималистичный стиль с акцентом на пропорции, цвет и детали — визуальное отражение характера: упрямого, решительного, собранного. 

Американские детективы

С американскими криминальными драмами все просто — там и следователи, и потерпевшие одеты в базовый кежуал. Слегка неряшливый, с акцентом на то, что мода — последнее, что их заботит. Такая честность заразительна, особенно когда сравниваешь свою ситуацию с сериальной. И делаешь вывод, что у тебя все-таки лучше, но ненамного. Это даже не нормкор — это заявление, что мода не входит в зону приоритетов моей личности. Но поразительным образом именно это стало модным. Коричневая теплая куртка и шапка-ушанка актрисы Эллисон Толман (заместителя шерифа Молли Солверсон в сериале «Фарго») обаятельны и вызывают желание купить такие же. Даже сильнее, чем плащ лейтенанта Коломбо, который модные девушки уже давно носят с чем угодно — это очень важный предмет одежды, совершенно необходимый бежевый оверсайз. Только в данном случае стилистические эксперименты неуместны, пренебрежение к стилю само становится стилем. 
Слева: Хелли Р. из сериала «Разделение» в исполнении Бритт Лауэр. Справа: Prada

Слева: Хелли Р. из сериала «Разделение» в исполнении Бритт Лауэр. Справа: Prada

Уставшая англичанка

В британских детективах женщины одеты тоже неряшливо, но по определенным правилам. Молодая англичанка носит короткие шелковые платья в крупный цветок, черные колготки (которые в конце похода по пабам обязательно рвутся) и невнятную обувь на каблуках. Такие платья производит, например, Reiss, и Кейт Миддлтон неслучайно носит этот дешевый бренд — она хочет быть мила сердцу женщин своей страны. Выйдя замуж, родив детей и замучившись с ними, бытом, семейной логистикой, англичанка носит платья как в старшей школе, но подлиннее, а сверху — черное приталенное пальто из Marks & Spencer, которому не повредит химчистка. На ногах у нее при этом ботильоны или сапоги на молнии. Каблуки 7 см на месте. 
Ромкомы, сделанные в Великобритании, показывают ту же женщину, комбинацию Бриджит Джонс и героини Кейт Уинслет в фильме «Отпуск по обмену». Платья в цветок сидят плохо, особенно в сочетании с кардиганами. Если лечь спать с недосмытой косметикой и мокрой головой, поужинав шардоне, то получится полноценный образ. Все знакомые мне девушки чувствуют себя немножко Бриджит Джонс. Они очаровательны, когда играют в эту игру. Им нравятся английский сериал «Эндевор» с Шоном Эвансом (хотя его герой — совокупность всех проблем и комплексов разом), и «Гранчестер», и «Убийство на пляже». Если они в Москве начнут одеваться как в этих британских деревнях, аудитория не поймет. Но я знаю, что им в глубине души очень хочется. 
Фото: Album / East News, Getty Images, архивы пресс-служб 

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.