Хранитель времени: московское метро глазами коллекционера Виктора Леванова
Вещи
6.6.2025 в 20:38
Виктор Леванов
«Москвичка» поговорила с экспертом в области социальных сетей, вирусного контента и новых медиа, партнером агентства стратегического консалтинга «К2» и коллекционером Виктором Левановым о его увлечении обыденными предметами, на которых изображено метро.
Виктор Леванов. Фото: личный архив
Об охоте и охотниках
Началось все с того, что в университете я горел желанием постоянно что-то покупать, но осмысленно и с инвестиционной целью — чтобы можно было потом продать дороже. По сути, ты тратишь, но затем можешь перепродать и вернуть свои деньги. Таким образом я познакомился с людьми на рынке антиквариата. Находил на барахолках интересные объекты и продавал их профессионалам. Потом стало понятно, что некоторые вещи мне нравятся самому, я вижу в них смысл, они складываются в серии и коллекции.
О метро как основе коллекции
Лейтмотив моего собрания — отражение явлений в массовом сознании. Как человек, который занимается медиа, я всегда ищу линию, вдохновляющую людей творить. Моя первая коллекция — это лаковые миниатюры, часть которых посвящена космосу или инновациям в сельском хозяйстве. Бывшие иконописцы по заказу партии создавали нечто принципиально новое. Грубо говоря, художник, никогда не видевший спутник, рисовал его по собственному ощущению или размыто сформулированному заданию. Зачастую это очень наивные изображения. Не менее вдохновляющей историей, чем космос, было появление Московского метрополитена. Вообще коллекций на тему метро много: собирают значки, сувениры. Они свидетельствуют, что метро стало не просто транспортной инфраструктурой, а культурным явлением. Поэтому я выбрал неочевидные объекты — мне интересно, как Московский метрополитен находил отражение в предметах повседневного спроса, как появился его культ.
Юбилейный набор хозяйственных спичек «Московское метро», 1955 год. Был выпущен на знаменитой спичечной фабрике «Везувс» в Риге в честь 20-летия пуска первой линии. На этикетке большого коробка — логотип и здание станции «Дворец Советов», которую в 1957 году переименовали в «Кропоткинскую»
Об ощущении метро у москвича
Схема метро — это географическая привязка в сознании каждого жителя города. Раньше мыслили улицами и районами, а сейчас линиями и станциями. В головах поменялись нейронные связи. Говоря «встретимся на Кузнецком Мосту», подразумевают не улицу, а станцию. Если бы кто-то изобразил карту мышления москвича, то она опиралась бы на метро как на каркас. И мне интересно, как этот каркас привязан к вещам, которыми москвичи пользуются в жизни. Коробки конфет с изображением станции метро, часы и многое другое — это предметы восхищения, которые хочется дарить. Но так же были оформлены и повседневные вещи — например, коробок спичек, которым пользовались, чтобы прикурить сигарету или разогреть обед на плите. У человека под рукой всегда имелось изображение, которое напоминало о метро.
О «Тройках»
У меня есть собрание лимитированных карт, очень большое. Интересно, как преобразилась скучная, из советских времен, система оплаты. Появился носитель для дизайнерских фантазий, начали создаваться арт-объекты, и проснулся азарт их выискивать. Отдельные нестандартные карты есть у многих, но я говорю о полноценной коллекции.
Настольная игра «Буква М», 1965 год. Тираж 100 000. Сохранилась подпись: «Боре от Кости в день рождения». Людей вовлекали в обожание метро с самого детства. В коробке — несколько лезвий для бритвенных станков в упаковках, посвященных метрополитену
Коробка от сладостей времен СССР, на которой изображены павильоны метро и логотип Московского метрополитена
О коллекционерах, специализирующихся на транспорте
Существует целый союз тех, кто объединен тематикой метро. Они собирают все что угодно: от пуговиц, которые у меня тоже есть, до огромных объектов — к примеру, барельефов и других элементов оформления станций.
Ну и да, в Москве есть как минимум два музея, где выставлены артефакты истории подземного транспорта. 23 мая после реконструкции открывается интерактивный Центр профориентации и музей метро на втором ярусе станции «Деловой центр». У Музея транспорта Москвы несколько площадок, к тому же они проводят экскурсию «Метро. Начало эпохи», которая стартует на станции «Сокольники».
О принципах поиска
Я не отношусь к коллекционерам, которые стремятся заполучить невероятно редкий объект. Такое подойдет, скорее, любителям промышленного дизайна. Мне интересно участвовать в аукционах и искать на интернет-площадках вплоть до маркетплейсов. Вещь не должна быть взята напрямую из метро — это важный критерий. Меня интересует либо популярный объект в лимитированном исполнении, либо то, что создано благодаря вдохновению от метрополитена.
О любимых работах
Больше всего ценю то, что граничит с другой моей коллекцией — изобразительного искусства. То есть картины, на которых изображено метро. Это довольно крупный пласт. Я стараюсь сначала изучить предмет, а потом уже заниматься приобретением. Мне любопытна эта история целиком: что вдохновляло художников писать работы в метро с натуры или изображать объекты, к нему относящиеся.
Упаковка от безмундштучных папирос «Метро» фабрики «Дукат», 1946–1949. Здесь нет коммерческой цели, только воодушевление самим фактом существования метро
Часы «Победа» времен СССР, посвященные московскому метро. То, что теперь принято называть мерчем. Когда ты носишь определенный бренд, это означает, что ты хочешь с ним соотноситься
Большая коробка бисквитов фабрики «Большевик» с колоннадой платформы «Киевская», Росглавкондитер, 1950 год. Это царство ампира — на примере станции метро идеализируется
Шкатулка с лаковой миниатюрой — вид на Дом Пашкова и станцию «Библиотека имени Ленина». Художник изобразил контраст между старой и новой красотой города
Об экспонатах, которые я дарю
Если раньше я покупал, чтобы перепродавать, то теперь полюбил делать подарки — людям, которые для меня много значат, и тем, с кем меня объединяет любовь к редкостям. Мне приятно, что вещь не умерла, не пылится где-то, а стала частью жизни другого человека.
О тех, кто только начинает
Я бы посоветовал посмотреть в сторону самого логичного и простого объекта — карт «Тройка». Они обеспечат наиболее быстрый вход в мир коллекционирования вещей, связанных с метро. Тем более что их стоимость с годами растет.
О миссии опытных
Сейчас самое время вспомнить о социальной функции нашего увлечения. Так получилось, что все, связанное с метро, в советскую эпоху старались хранить в одном месте. А после развала Советского Союза предметы расползлись. Достойно было бы снова собрать это все воедино. Или хотя бы организовать выставку частных коллекций, посвященную метро и его отражению в искусстве, культуре и дизайне.