Как дом — это не просто собрание мебели, так и мебельная компания «Мария» — не просто производитель кухонь, шкафов и диванов. Секрет создания уюта из дерева, металла и стекла раскрывает ее креативный директор Денис Юдин.
То, что на мебельной фабрике «Мария» работают творческие люди, стало понятно еще в 2014-м. Тогда вышла веселая реклама кухонь с Жераром Депардье. В кадре актера-гиганта сначала обмеряли вширь и ввысь, а потом он оказывался на кухне, сделанной по этим меркам: дверцы верхних шкафов, открываясь, не бьют по лбу, чтобы выдвинуть ящик с вилками и ложками, не надо сгибаться в три погибели, а в острове вообще сделан вырез под выдающийся живот. «Мария», я люблю тебя!» — восклицал в финале рекламы Депардье. Стало понятно, что и у кухонь может быть индивидуальность.
Слоган у «Марии» тогда был под стать: «Когда кухня в радость». С тех пор начали делать мебель для ванной, шкафы, гардеробные, диваны, кровати. И слоган теперь: «Мария» — вы у себя дома». «Мы могли бы придумать что-то типа «Фабрика «Мария» — это мебель для всего дома», — рассказывает креативный директор компании Денис Юдин. — Но мы говорим: «Вы у себя дома». То есть помогаем вам создать уют. Делаем мебель, которая дарит семьям чувство дома, а у каждого оно свое. От этого идет все остальное: и наша стратегия развития, и подход к обучению сотрудников магазинов, и то, как мы работаем с дизайнерами. Иначе можно было бы продолжать делать кухни и не париться».
Денис Юдин, уроженец Белгорода с дипломом инженера, был как раз одним из тех, кто открыл магазин «Мария» по франшизе. Сначала сам принимал клиентов, рисовал проекты и так втянулся, что отправился учиться в московскую Академическую школу дизайна. Теперь Денис стоит за всем креативом фабрики. В 2023-м, например, придумал проект поддержки российского дизайна «Иммерсивные апартаменты». До того с «Марией» уже сотрудничали звезды уровня Карима Рашида и Гарри Нуриева, но в новых реалиях Юдин решил работать с локальными талантами.
Предложили дизайнерам оформлять студии фабрики как апартаменты. Фантазия ничем не ограничена, условие одно — вся мебель должна делаться на фабрике «Мария». «Это уникальный для России проект, — говорит Денис. — Никто до нас подобным не занимался. У «Икеи» на сайте был проект типовых планировок квартир, но созданный дизайнером реальный дом — это другое». У «Марии» таких «домов» уже тринадцать. Первым стал флагман в Москве, на Большой Дорогомиловской, 11. В нем построено четыре разные квартиры.
Игорь Куркин, член Союза дизайнеров и архитекторов, создал апартаменты для денди. Его не менее известная коллега Анна Эрман — для барышни, молодые ребята из бюро Osome Studio — для банкира, Ольга Земляная — для пары миллениалов. «Всем хорошо, — говорит Денис. — Дизайнеры получают площадку для презентации своей философии, ведь имея реализованный проект, гораздо проще работать с клиентом. Не надо объяснять на пальцах, что ты сделаешь, какой у тебя подход, можно привести человека в наш магазин и показать. Нам же этот проект помогает продемонстрировать нашу экспертность, вовлеченность в мир дизайна. А для клиентов это дополнительный источник вдохновения».
Апартаменты для московского денди с кухней Intuit, дизайнер Игорь Куркин
Апартаменты для московского денди с кухней Intuit, дизайнер Игорь Куркин
Апартаменты для московского денди с кухней Intuit, дизайнер Игорь Куркин
Апартаменты для московского денди с кухней Intuit, дизайнер Игорь Куркин
Вот, например, студия «Мария» на Комсомольском проспекте в Москве. Там Максим Кашин, архитектор с дипломом МАРХИ, превратившийся в одного из самых интересных дизайнеров интерьеров, создал апартаменты «Мечты русского авангарда». Стены оставил непокрашенными. «Может показаться, что их забыли покрасить, но это полностью в философии авангарда, — объясняет Денис. — Бумага, стены — это просто бумага и стены. Для авангарда важно то, что на стенах. Максим мебельными композициями рисовал архитектурный орнамент жилья».
В «Марии» считают, что мебель — это не просто вещи. С помощью дизайна можно давать новую жизнь традициям. Есть, скажем, в Тарусе сад-дендрарий Николая Ракицкого, объект культурного наследия, полюбившийся креативным москвичам. Хозяйка сада дизайнер Евгения Жданова решила устроить в нем гастротеатр. Пришла в «Марию» за кухней с узорами тарусской вышивки на фасадах. Требовался не просто рисунок, а объемный орнамент. На 3D-моделирование и филигранную фрезеровку ушло полгода: площадь самого мелкого элемента всего 5 мм2.
Апартаменты «Мечты русского авангарда», дизайнер Максим Кашин
Кухня для гастротеатра сада-дендрария Николая Ракицкого в Тарусе по проекту Евгении Ждановой
Стенд фабрики кухонь «Мария» на выставке ARTDOM
Стенд фабрики кухонь «Мария» на выставке ARTDOM
Еще пример — стенд «Марии» на дизайнерской выставке ARTDOM, вдохновленный легендарным сооружением XX века — «прозрачным домом» архитектора Людвига Мис ван дер Роэ с фасадами из стекла и без стен. «Мария» создала свою версию этой виллы, наполнив ее новыми технологичными решениями. Например, пантограф в шкафу управляется голосом, дверца кухни открывается от стука по фасаду, столешница острова легким движением руки сдвигается, трансформируя пространство. По мнению Дениса, так и должен развиваться дизайн: «Берешь лучшее из прошлого и создаешь будущее». За подобный подход организаторы ARTDOM отметили фабрику наградой за вклад в развитие индустрии дизайна в России.
Даже мерч у «Марии» не такой, какого ожидаешь от мебельной фабрики. На бейсболках написано «Горшочек, вари!», на разделочных досках — «Хоть режь меня». Мерч благотворительный, в поддержку проекта «Классные кухни». В 2023-м директор одной из сельских школ написал на фабрику письмо: «Помогите с мебелью, хочу учить детей готовить». «Мы подумали, что это классная идея — чтобы школьники готовили на современных кухнях, — рассказывает Денис. — Уже оборудовали тридцать школ, каждая кухня укомплектована техникой. Люди стали узнавать об этом проекте, спрашивать нас, как они могут поддержать его. И мы сделали мерч. Вырученные от него средства идут на финансирование проекта».
Мерч фабрики кухонь «Мария» в поддержку проекта «Классные кухни»
Мерч фабрики кухонь «Мария» в поддержку проекта «Классные кухни»
Мерч фабрики кухонь «Мария» в поддержку проекта «Классные кухни»
Мерч фабрики кухонь «Мария» в поддержку проекта «Классные кухни»
Спрашиваю Дениса, какой у него идеал кухни. «Обязательно с островом, потому что удобно, можно готовить и общаться. С двумя встроенными холодильниками. Посудомоечная машина должна быть шириной шестьдесят сантиметров, меньше мне некомфортно. Варочная поверхность — со встроенной вытяжкой. Цветные фасады не люблю, ценю спокойную фактуру дерева».
Его домашняя кухня (конечно, «Мария») — ровесница дочери, «двадцать лет в прекрасном состоянии, ничего не поломалось». Дочь Дениса Арина, к слову, пошла по его стопам: она графический дизайнер, работает в папиной команде, создает буклеты, визитки, открытки.
Конечно, он готовит. Фирменное блюдо — шакшука. «Вкуснее шакшуки, чем у меня, я не ел нигде», — улыбается Денис. «В чем секрет?» — спрашиваю. «В просекко, — смеется он. — Шакшука и бокал просекко — лучшее начало дня». Понятно, почему и мебель нескучная.