Авторы проекта — художник Сергей Потеряев и куратор Музея станка Анастасия Леман решили исследовать фабричные гудки, шум улиц, гомон людей — все то, из чего складывается музыкальная композиция урбанизированной среды.
Отправной точкой для выставки стала «Симфония гудков», написанная Арсением Авраамовым еще в 1920-х. Тогда городом — музыкантом стал Баку, а главной темой — зарождающаяся индустриальная среда. Сергей Потеряев обращается к этому историческому жесту и переосмысливает его в современном контексте: «Сегодня индустриальная эпоха завершилась, и звучание перемещается внутрь галереи — из физического пространства в пространство воображаемого. Вместо живого исполнения я использую полевые записи улиц».
В основу экспозиции легли полевые записи разных городов, в том числе Тулы. Эти записи воспроизводятся одновременно и складываются в уникальную музыкальную композицию. Аудиальную часть поддерживает визуальная: на выставке представлены обработанные особым образом фотографии городских ландшафтов. Как рассказывает Сергей Потеряев, они «были преобразованы с помощью звука по принципу спектрограммы», что позволило создать новые изображения пространств. Также зрители увидят карты звука и различные мультимедийные объекты.
«С каждым новым проектом мы стремимся раскрывать город и индустриальное наследие так, чтобы зритель почувствовал живую связь с тем, что нас формирует. Эта выставка расширяет возможности музея, добавляя в него новые медиа, звук, эксперимент и смелость. Поддержка нашего учредителя Михаила Шелкова делает такой путь возможным», — делится генеральный директор Музея станка и кластера «Октава» Дмитрий Барсенков.
Выставка будет работать до 30 марта 2026 года.