«Переходный возраст»: много эмоций одним дублем

  • Тренды

  • 24.3.2025 в 15:50
  • Михаэль Агафонов

13 марта на Netflix вышел мини-сериал «Переходный возраст» (Adolescence), который моментально стал хитом и поднял волну обсуждений на самые разные темы — от деталей съемки до пугающе актуальной проблематики. Разбираем, почему мир так впечатлен этим во всех смыслах непростым проектом (и стараемся обойтись без спойлеров). 

Много лиц трагедии
Ключевое событие «Переходного возраста» — жестокое убийство, в котором обвиняется 13-летний британский подросток по имени Джейми (Оуэн Купер). События развиваются в строго хронологическом порядке: арест, допрос одноклассников, сессия с психологом, день с семьей Джейми — но смотрим мы на ситуацию с нескольких точек глазами разных людей.
Loading...
Источник: Warp Films
Меняется не только оптика, но и жанры — от зарисовки о полицейских буднях и школьного эпоса до камерного триллера и семейной драмы. 
Не все сюжеты одинаково мощны, но в целом подход работает на ура: такой формат позволяет сериалу затронуть массу тем — от злободневных до вечных. И сделать это с помощью лихого технического решения — съемки одним дублем. 
 
Драма нон-стоп
Создатели сериала — британцы Джек Торн и Стивен Грэм. Первый среди прочего автор пьесы «Гарри Поттер и проклятое дитя». Второй известен в первую очередь как актер: он играл скинхеда в «Это — Англия» (тоже детище Торна). Срежиссировал все серии «Переходного возраста» Филип Барантини, ранее работавший с Грэмом над фильмом и сериалом «Точка кипения» (2021–2023). Это как раз его фирменный прием — снимать все одним дублем. 
Поэтому первое, что нужно похвалить в «Переходном возрасте», — удивительную работу камеры. Каждую серию снимали без перерывов, не дробя на сцены и в среднем по десять раз. Мы буквально следим за героями в реальном времени, и переживания персонажей вызывают у нас больший, чем обычно, отклик. 
Loading...
Источник: Warp Films
Понимая, что необычный подход к съемкам вызовет у зрителей много вопросов, Netflix довольно подробно рассказал о технической стороне процесса. Например, чистовик первой серии — это второй дубль, а вот идеальная финальная серия у создателей получилась только с шестнадцатого раза. Самым людным был второй эпизод, действие которого разворачивается в школе: на площадке было задействовано почти четыре сотни актеров, и все должны были четко знать свое местоположение. Получается, актеры работали практически как в театре, где ничего нельзя переделать в моменте: иди и играй. 
Непросто было и всей остальной съемочной группе. Например, если персонаж в порыве гнева швырял стакан и жидкость попадала куда-то не туда, то команде приходилось незаметно вытирать разлитое, ни в коем случае не попадая в кадр и не мешая съемкам. Все это требовало репетиций, обсуждений и умения работать сообща. Уверены: по «Переходному возрасту» вот-вот начнут проводить мастер-классы по режиссуре и продюсированию и писать дипломные работы в киношколах. 
 
Свежие раны
Зрителя нельзя удивить одними только техническими решениями. Шоу должно затрагивать по-настоящему острую и даже болезненную тему. 
«Переходный возраст» вдохновлен весьма тревожным положением дел в Великобритании. Согласно отчету правительства Соединенного Королевства, «насилие среди [британской] молодежи распространено куда сильнее, чем кажется взрослыми»: так, дети носят с собой ножи уже с 11 лет, потому что чувствуют опасность. Неудивительно, что теперь британские политики публично хвалят сериал и предлагают показывать его в школах, чтобы как-то повлиять на непростую ситуацию. 
Loading...
Источник: Warp Films
На создание «Переходного возраста» актера и сценариста Стивена Грэма подтолкнуло множество недавних громких историй, где и жертвами, и убийцами были подростки. Продумывая сериал, Грэм сразу решил, что его шоу не пойдет по протоптанной дорожке, а потому никаких «жертв обстоятельств», то есть выходцев из неблагополучных семей. 
Родители (отца сыграл сам Грэм) главного героя — типичные представители рабочего класса, которые растили двоих детей настолько хорошо, насколько могли. Просто один ребенок миролюбивый и эмпатичный, а второй…  Проблемы отцов и детей подкреплены и еще одной сюжетной линией: детектив, расследующий убийство, пытается найти общий язык со своим сыном-подростком, который учится в той самой злополучной школе.
Именно этот конфликт поколений и извечный вопрос о том, что превращает человека в убийцу, выводит сериал далеко за пределы современной Великобритании и заставляет родителей-зрителей по всему миру нервно сглатывать, узнавая себя. Либо выдыхать, понимая, что у них совсем другие отношения со своими детьми. 
Loading...
Источник: Warp Films
Сами дети тут прописаны и сыграны блестяще: исполнителя главной роли, 15-летнего Оуэна Купера, уже можно считать звездой, но не менее впечатляюще выступили Кэйн Дэвис (друг Джейми-Оуэна) и Фатима Боджанг (лучшая подруга убитой девочки). 
 
Матрица сломалась
Для многих сериал станет еще и ликбезом по разросшейся до нездоровых масштабов интернет-культуре инцелов. Слово incel (изначально invcel) — сокращение от involuntary celibate, то есть «невольно воздерживающийся». Это мрачное онлайн-братство искренне убеждено, что у них нет секса только и исключительно по вине женщин. Тут ожидаемо всплывает имя Эндрю Тейта — скандального в прошлом кикбоксера, а ныне блогера, построившего карьеру на предельно мизогинном и кликбейтном контенте.
Идеи о том, что мир срочно надо перестраивать, причем как можно радикальнее, ожидаемо находят отклик в неокрепших умах. Подростки охотно потребляют контент харизматичных онлайн-гуру и самодовольно советуют друг другу «принять красную таблетку» (то есть заглянуть в саму суть вещей), хотя и не знают, что это отсылка к «Матрице».
Сцена, в которой подросток нехотя расшифровывает отцу-детективу сообщения, составленные исключительно из эмодзи, одновременно смешна и прозаична: в эпоху мемов говорить на одном языке разным поколениям стало еще сложнее.
Loading...
Источник: Warp Films
Сериал непрозрачно намекает, что конкретно этот убийца — продукт (слово «жертва» тут неуместно) и токсичного контента, и гормональных бурь. Неуверенный в себе «бета» попытался стать «альфа», а в итоге разрушил множество жизней. В том числе свою собственную. Впрочем, это ничуть не делает главного героя комичным или жалким. Напротив, третья серия (та самая сессия с психологом) — эталонный психологический триллер, который в альтернативной вселенной мог бы стать дерзким ремейком «Молчания ягнят».
 
Netflix взрослеет
Кажется, у самого Netflix тоже начался переходный возраст. И благодарить за это снова нужно британцев. Год назад все взахлеб следили за странным и неоднозначным, но таким завораживающим «Олененком». А теперь обсуждают новое шоу, которое еще недавно куда органичнее смотрелось бы на каком-нибудь HBO. 
Очевидно, что для Netflix этот проект — отличная возможность собрать букет номинаций на престижных премиях. А также доказать, что за фразой «сериал от Netflix» скрывается не только многосезонный эпос с символикой, которую легко превращать в мерч («Игра кальмара», «Очень странные дела» и так далее), но и что-то куда более важное и сложное. 
  • © 2025 Москвичка
  • Все права защищены

Погружайтесь в мир красоты и стиля с журналом «Москвичка». Свежие тренды моды, красоты, культуры и жизни города на страницах каждого номера.

По вопросам сотрудничества вы можете написать на почту:[email protected]

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.